Слабослышащие изобретатели из Воронежа не только смогли научиться общаться, но и обучили робототехнике и авиамоделированию многих людей
Даниил Харламов и Иван Долбилов – слабослышащие молодые люди из Воронежа, которые вопреки всем стереотипам добились больших успехов в техническом творчестве, робототехнике и авиамоделировании. Они проводят мастер-классы по всей России, участвуют в соревнованиях, помогают в СВО и даже освоили жестовое пение. Сейчас ребята заканчивают авиационный техникум и проходят практику на заводе. В 2025 году они были награждены медалью «Горячее сердце» за свои достижения, а также получили квалификацию «Спортивный судья третьей категории» в авиамодельном спорте.
Историю молодых и амбициозных ребят рассказали их наставник Алексей Михайлов и мама Ивана – Ольга.
ТЕХНИКА ЗАГОВОРИЛА НА ЯЗЫКЕ ЖЕСТОВ
Алексей, как вы начали работать с Даниилом и Иваном?
Алексей: У меня был проект «Авиамодельный спорт без границ», я набирал группы для обучения ребят с ограниченными возможностями. Параллельно был экспертом чемпионата «Абилимпикс». Узнал о слабослышащих ребятах, нашел их и начал готовить к чемпионату. Сначала обучал их промышленной робототехнике, потом добавились курсы по авиамоделированию для операторов БПЛА.
Были ли трудности в начале обучения?
Алексей: Когда мы только познакомились, ребята почти не понимали, что такое техническое творчество, не знали технического языка жестов. Приходилось общаться через телефон, писать сообщения. Ребята чувствовали себя ненужными, не верили, что это им пригодится.
Как вы преодолевали эти барьеры?
Алексей: Начинали с простого: делали сувенирные шкатулки в 3D-моделировании, вырезали, собирали. Постепенно усложняли задачи. Но проблема была в социализации – они были замкнуты, как «дикие».
Мы занимались и очно, и дистанционно. Через интернет общались письменно. Потом встречались на курсах, мастерили. Позже я вовлек ребят в волонтерство: они как старшие начали передавать знания младшим.
Ольга: Я не соглашусь со словом «дикие», но переходный возраст был сложным. Самое страшное: мы чувствовали, что никому не нужны. Я обращалась во многие организации, но везде получала отказ.
Потом случайно познакомились с Алексеем Николаевичем. Он предложил попробовать. Без него у нас ничего бы не было. Это как идти в темноте, а потом появляется свет.
ОТ ШОКА ЗРИТЕЛЕЙ ДО ОЧЕРЕДЕЙ НА ВДНХ
Как проходили их первые мастер-классы?
Алексей: Когда они впервые провели мастер-класс, все были в шоке. Люди не ожидали, что слабослышащие могут учить других! Они объясняли без слов – жестами. Мы разработали систему общения через предметы, так они могли взаимодействовать даже с теми, кто не знал об их особенностях. Проводили мастер-классы в Москве, в Сириусе, в Воронежской области. На выставке «Россия» на ВДНХ к ребятам даже выстроилась большая очередь.
А как вы готовились к этим занятиям?
Алексей: Это был огромный труд. Надо было научить их работать в команде, передавать знания. Они дружили в школе, но за ее пределами было сложнее. Они были замкнуты, потому что общество не всегда их принимало.
Ольга: Алексей Николаевич все материалы для мастер-классов покупал за свои деньги, занимался бесплатно. А еще он был очень требовательным. Сказал сразу: «Если со мной – значит, работаете».
Алексей рассказал с точки зрения наставника. А вы как мама можете поделиться, каким был ваш сын до «Абилимпикс» и как изменился?
Ольга: Я считаю, что социализация зависит от самих детей. Инвалиду тяжело быть лидером, выходить вперед. Обычно таких детей просто куда-то приводят, но чтобы они сами что-то делали – это редкость. Ваня стал своими достижениями делиться со всей страной. Дети видели, что человек, который за 20 лет не произнес ни слова, показывает такие результаты. Это очень тяжелая работа.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Какие необычные проекты были у ребят?
Ольга: Алексей Николаевич возил их в специнтернаты для трудных подростков. И они учили их делать самолеты. Эти ребята слышащие, но оказались в сложной ситуации. А Ваня и Даня показывали: «У вас есть все возможности, но мы здесь, чтобы учить вас». Это сильно повлияло на мировоззрение ребят.
Почему именно у Ивана и Даниила получилось достичь таких успехов?
Алексей: У меня своя методика. Не все становятся Королевыми или Гагариными. Кому-то дается больше, кому-то меньше. Главное, чтобы ребенок нашел свою ступень и не свернул на плохой путь.
Ольга: Общество часто жалеет инвалидов, и у детей развивается лень. Алексей Николаевич строгий, но справедливый. И родители должны быть рядом. Если ребенок видит, что маме все равно – он тоже не будет стараться.
Чем еще занимаются ребята помимо технического творчества?
Ольга: Они с первых дней помогают бойцам СВО: грузят гуманитарку, закупают лекарства. У них есть благодарности от воинских частей. А еще они поют жестами. Недавно Ваня стал лауреатом премии общественно-государственного признания «Добронежец – 2025» в номинации «Возможности без границ».
Алексей: Они первые слабослышащие, кто так глубоко погрузился в техническое творчество. Сейчас они полностью социализированы, могут общаться с любым человеком.
Ольга: Они доказали, что инвалидность – не приговор.